Всё цветет, всё расцветает.

Всё цветет, всё расцветает.

понедельник, 14 июня 2010 г.

Личность педагога в творческой образовательной среде. Механизм саморазвития личности в творческой образовательной среде

Проблема не столько чему учить, сколько как учить.
Главным принципом является сотрудничество детей и взрослых, создающих условия творчества при освоении ребенком образцов культуры и истории и исключающее авторитарный стиль управления детской мыслью. (Рубцов В.В.)
Педагогу принадлежит ключевая роль в организации творческой образовательной среды для развития одаренности детей. Хорошие педагоги оценивают себя как привлекательных и любимых другими людей. Других они рассматривают как самостоятельных и дружелюбных людей, признают в других чувство собственного достоинства, стремление к творчеству. Другие люди являются для таких воспитателей источником положительных эмоций.
Педагогическую функцию они видят в помощи ученикам и их поддержке, развитии их способностей. Создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика"
Решающим фактором в обеспечении эффективного функционирования социального компонента творческой образовательной среды может стать повышение качества профессиональной подготовки педагогов в сфере практической психологии.
Образовательная структура, действительно стремящаяся создать творческую образовательную среду, должна проектировать соответствующий процесс повышения психолого- педагогической культуры родителей, рассматривая их наравне с педагогами и учащимися в качестве полноправных субъектов образовательного процесса.
Механизм саморазвития личности в творческой образовательной среде.
Под комплексом возможностей образовательной среды понимается то, что эта среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает, и что ему предлагает. При этом, принципиально важно, что в отличии от "условий", "влияний" и "факторов", принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, и односторонне воздействующих на этого субъекта, возможность представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, является в равной мере как фактом образовательной среды, так и поведенческим фактом субъекта.
Речь уже идет о ситуации взаимодействия субъекта со своей образовательной средой, чтобы использовать возможности среды, комплиментарные его потребностям и мотивирующие деятельность субъекта, он должен проявлять активность. То есть, личность становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды.
Создание условий для проявления активности ребенка – первостепенная задача взрослых. Основополагающим моментом является способность педагога устанавливать субъект-субъектные взаимодействия с воспитанниками.
• Психолог проводит тестирование воспитателей по методике ««Взаимодействие педагога с ребенком»
• Одним из требований к построению образовательной среды (по Петровскому В.А.) в детском саду является построение непересекающихся сфер активности, что должно позволить детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными вида¬ми деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.
Педагогам предлагается оценить пространственно-предметный компонент образовательной среды с этой точки зрения.
• Психолог детского сада знакомит воспитателей с методикой одномоментных срезов, позволяющей оценить использование пространства групповой комнаты для проявления свободной активности детей.
• Старший воспитатель знакомит воспитателей с графиком использования функциональных помещений, имеющихся в детском саду: физкультурным и тренажерным залами; музыкальным залом; театральной комнатой; библиотекой; комнатой звуков.
• В заключение семинара объявляется конкурс на преобразование предметно-пространственного компонента среды групп, критериями которого являются принципы организации среды, представленные в научно-методической литературе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий