Всё цветет, всё расцветает.

Всё цветет, всё расцветает.
«Типы образовательных сред»
"Догматический" тип образовательной среды
Догматическая среда характеризуется Корчаком следующим образом: "Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков... Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог—Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь" (Корчак 1990, с. 27-28).
Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется, прежде всего, высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.
Догматическая образовательная среда формирует пассивную и зависимую личность.
Показательно, что именно догматический тип образовательной среды оказался наиболее распространенным в различных учебных заведениях самых разных стран и эпох, включая и нынешнее время. Такой тип образовательной среды формирует людей, заключенных в своеобразную психологическую тюрьму.


"Безмятежный" тип образовательной среды
Среда безмятежного потребления: "Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты.
Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам — из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений — ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь" (Корчак 1990,с. 28).
Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, не является самоцелью, а лишь средством для обеспечения себе удобств, желательных условий.
Формируется личность, которая, всегда довольна тем, что у нее есть. Основной чертой такой личности является жизненная пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине.
Безмятежная образовательная среда формирует свободную, но пассивную личность.
Безмятежный тип образовательной среды складывается в таких учреждениях (или у отдельных педагогов), когда доброжелательное, "душевное" отношение к детям не подкрепляется соответствующей требовательностью; когда перед детьми не ставятся новые перспективы развития, не стимулируется необходимое для развития творческое напряжение их духовных, интеллектуальных и физических сил.
"Карьерный" тип образовательной среды
Среда внешнего лоска и карьеры: "Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма—искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают" (Корчак 1990, с. 29).
Формируются черты личности - фальшь и лицемерие - "искусная игра" и "точно пригнанная маска", стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т. п.
Карьерная образовательная среда характеризуется тем, что в ней формируется активная, но зависимая личность.
"Творческий" тип образовательной среды
Идейная (творческая) среда: сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления—есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы.
Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь —отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях — сталкиваясь, снижая полет и вздымая — наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумении, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний" (Корчак 1990, с. 28).
В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Творческая образовательная среда — единственная, способная обеспечить личностное саморазвитие.
Это саморазвитие происходит за счет использования субъектами того комплекса специфических возможностей, который им предоставляет творческая образовательная среда.