Всё цветет, всё расцветает.

Всё цветет, всё расцветает.

понедельник, 14 июня 2010 г.

СОВЕТЫ К CО3ДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В «ДЕТСКОМ САДУ – ДОМЕ РАДОСТИ»

«Детский сад –дом радости» Н.М.Крылова, 1999г.

Требования к развивающей среде в «детском саду – доме радости» имеют давние традиции:
ПЕРВОЕ ТРЕБОВАНИЕ: среда должна обеспечить возможность развиваться ребенку в деятельности. А деятельностью А.В. Запорожец называл только такой уровень овладения ею, когда она превращалась в САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Я трактую это требование так: Это значит, что ребенок сам может задумать, что он хочет сделать; сам знает, где хранятся материал для нее и сам его выбирает; сам из места хранения выбирает нужные для себя инструменты и находит место в группе для осуществления ее, организует рабочее место; сам выполняет, всё за собой убирает на те же места. Поэтому нет никакой необходимости в "зонирования" группы. А все размещение пособий, оборудования нужно в группе подчинить закону красоты, удобства, сохранению и развитию здоровья ребенка. Простор в группе, как во дворце. Поэтому хранение стульев - в спальне, 2-х местные столы размещаются по стенам, превращаясь в ленточные для индивидуальной деятельности каждого желающего ребенка или соединяются самими детьми для того, чтобы провести деятельность в подгрупповой или фронтальной форме.
ВТОРОЕ ТРЕБОВАНИЕ: Среда должна быть предметна.
Я трактую это требование так: В соответствии с культурно ¬исторической теорией Л.С. Выгодского, каждый предмет (как ружье в спектакле, если висит, должно стрелять) имеет развивающее назначение, ни¬чего нет такого, чтобы просто было. Войдя в группу, по предметам всегда можно определить возраст детей, которые тут живут. Для со¬хранения культуры интерьера, предметов должно быть немного, расположенных на виду, но каждый из них дает возможность ста¬вить перед ребенком развивающие его задачи. Не просто набор резиновых игрушек, а они расставлены по размеру или по видам (дикие и домашние звери) или один и тот же персонаж, но выполнен из разных материалов. Количество их на полках минимальное, они, как правило, лишь как образец запасов, которые хранятся воспитателем в особых местах, известных детям.
Особая развивающая задача выполняется подбором материалов на полках так называемых «полках избыточной информации». Так, в младшей группе - это полки должны быть для малыша, как «чудо», которому он скоро научится, (образец театральной сценки, образец постройки, образец созданной из игрушек ситуации о жизни домашних животных, или сюжетная картинка – водоем, на котором или около которого игрушки животных, водоплавающих и т.д. ) Кроме того, должны быть полки, отданные тому познавательному материалу, который в это
время изучается детьми (например, разные варианты чашек, или набор кастрюль, или набор ложек и т.п.)
Эстетика оформления учитывает взор не только ребенка, но и взрослого, который здесь работает. Поэтому произведения искусства (предметы народного творчества) или их репродукции развешиваются на разной высоте (что полезно и ребенку по советам В.Ф.Базарного). Вместе с тем следует
избегать оформление групп самоделками и детскими рисунками. Собственные работы дети не воспринимают как украшение. То, что нравится взрослым в рисунке ребенка, детьми воспринимается иначе. Поэтомy выставки детских работ рекомендуем оформлять специально на особой стене, например, в раздевалке.
Растений должно быть такое количество и разнообразие, которое, во-первых, обеспечивает содержание их в соответствии с их потребностями, во -вторых, не отвлекает силы воспитателя на их обиход, ведь главное в группе - ребенок, а растений может быть немного, большинство из них служит красоте, и отдельные виды для организации познавательной деятельности; в-третьих, цветущие растения - показатель атмосферы психологической в группе (если ранения цветут, им хорошо, и детям хорошо). Интерьер дополняется искусственными растения¬ми, которые созданы руками человека как результат прикладного искусства, яркими игрушками которыми дети, как правило, не играют, они украшают группу.
Особое место в нашей группе занимает "Экологическое окно", оно
и украшает, и место отдыха )под ним расположены ковры - ковер), и место решения познавательных задач (если липучкой прикрепляются силуэты животных, которые своим цветом сливаются с развивающей средой фотообоев, поэтому не должно быть белых кружков как основы для картинки).
Украшением являются шторы, занавески, которые тоже могут быть дополнены цветочками, колечками, ленточками, шариками и т.п.
ТРЕТЬЕ ТРЕБОВАНИЕ: систематическая смены предметов и оформления интерьера.
Я трактую это требование так: Это значит, что каждую неделю, нужно вносить изменения. Они могут быть изменением лишь в расположении: было внизу, поднимается материал выше (Например, картина, сначала висит низко, чтобы дети её рассмотрели, а потом выше как часть интерьера,
или наоборот, сначала как часть украшения, а потом ниже - для рассматривания детям. Другой вариант: самая высокая игрушка - первая, а на другой неделе - самая низкая - первая). Может быть и полная замена одного материала другим (стояли чашки, а теперь - стаканы, а потом кружки, а потом кастрюли и т. п. )
Создание развивающей среды - яркий показатель и возможности для творчества воспитателей и яркой, разнообразной жизни ребят¬ - жителей "Дома радости".
Краеведение как направление патриотического воспитания становится особой задачей для детей уже средней группы. Дети должны знать, что они - пермяки, узнавать свой город среди городов яркой индивидуальности (Москва, Петербург). Должны знать названия главной улицы, площади, реки, улицы, на которой детский сад и сами живут, знать свой адрес, имена и отчества родителей.
В группе должен быть представлен родной город в фотографиях или в репродукциях тверских художников, могут быть герб города, флаг России, карта города, народные костюмы на куклах, предметы быта, оформленные узорами, характерными для этого края; игрушки, созданные умельцами Перми и области.
В старшей группе дети должны знать, что они Россияне. Здесь висит карта России, глобус, на котором дети должны научиться ориентироваться, определяя границы севера, юга, севера и запада. В группе регулярно на «Полках красоты и избыточной информации» - образцы народного искусства; представители фауны и флоры, характерные для России, продукция заводов и фабрик, производимая в Перми и в Рос¬сии. Альбомы о семье детей.
В подготовительной группе - дети узнают о Мире (о мирах). Очевидно, хорошо бы показать детям, какая продукция Пер¬ми известна в других республиках и странах?! Очень важно показать детям образцы Культуры - артисты театра где бывают, представляя город, страну.

Комментариев нет:

Отправить комментарий